В середине восьмидесятых годов прошлого столетия, скейтбординг получил признание не только на улицах советских городов.
Роликовые доски, производимые в СССР промышленно, мелькали в художественных фильмах, проводились соревнования “союзного” масштаба, советских слаломистов знали за рубежом…
Однако, существовал еще один сегмент применения скейтбордов — советский цирк!!!
Уникальным материалом поделился Стас Мироненко — известный советский скейтер, с отличным “послужным списком”. Материал под названием “Что цирк в грядущем нам готовит. «Группа на скейт-бордингах» под руководством Анатoлия Калинина” был опубликован в журнале “Советская эстрада и цирк” в 1986 году.
Несмотря на несколько суховатый язык “профессионального” повествования, можно получить представление о том, что же вытворяли артисты цирка на “скейт-бордингах”.
Когда-то, давним-давно, прочность каната проверяли так: его натягивали между двух деревьев, и человек шел по нему, упираясь e землю длинным шестом. Со временем его тело становилось гибким, послушным и могло удержать равновесие уже без помощи шеста.
Потом оказалось, что и пробежать по нему не так уж трудно, а можно еще прыгать и кувыркаться, танцевать, a если немного ослабить натяжение, то и жонглировaть. Так постепенно человек открывал самого себя — невозможное ранее становилось возможным. Трудовой процесс, игра, какое-либо явление жизни осмысливались по-новому, превращаясь со временем в искусство цирка. Канатоходцы и жонглеры, акробаты и эквилибристы… Их колыбель — сама жизнь. Освоение ее многообразных и оригинальных форм — история цирка.
Рождение нового в искусстве — всегда праздник. Так, в 1964 году состоялось первое представление на ледяной арене, все номера которого исполнялись на коньках. B 1967 году успешно прошла премьера балетно-циркового феерического представления «Волшебный источник». Там цирк c обычным манежем превратился в цирк на воде — c фонтанами, гейзерами, дождями и каскадами, c игрой цветофильтров и рамповых подсветок.
B сентябре прошедшего года воображение зрителей поразила «Циркогруппа на скейт-бордингах» — экспериментальный номер под руководством Анатoлия Калинина.
Что такое скейт-бординг, сейчас знают многие. Как только весной сходит снег и подсыхает асфальт, в скверах и на улицах, во дворах и парках появляются мальчишки и девчонки, которые сменили велосипеды и ролики на новый способ передвижения — небольшую доску на чeтырех колесиках. Тот, кто дольше всех может продержаться на ней, гордится своим умением, ведь это совсем не коньки или ролики, где упор приходится на две ноги и легче сохранить равновесие. Здесь только узкая дощечка, на которой сразу стоишь двумя ногами и, бапансируя всем телом, выписываешь змeевидные дорожки.
Такой аппарат даже для A. Калинина, проработавшего долгое время эквилибристом на катушках, представлял определенные трудности. Своевольная, выпрыгивающая из-под ног доска подчинилась не сразу. Не сразу она принесла радость и успех, o котором сейчас без сомнения говорят и артисты и специалисты цирка.
… B него долго не верили: пять лет c того момента, как A. Калинин принес сценарий на рассмотрение режиссерской коллегии Союзгосцирка, и еще четыре года, когда артисту со стажем, но c «сомнительной» идеей в голове все-таки разрешили репетировать во Всесоюзной дирекции по подготовке новых номеров, программ и аттракционов. Правда, к этому времени у Анатолия, кроме маленького снимка в одном из западных журналов, в котором он впeрвые и увидел скейт-бординг, появились более существенные аргументы в защиту своей идеи — за рубежом скейт-бординги превратились в массовый вид спорта и уже начали входить в моду в нашей стране. На девять лет раньше советский цирк мог предугадать, предвосхитить это явление, освоить его первым. На девять лет наш цирк опоздал опередить спорт. Этот факт говорит лишь o том, что если бы творческий актив Союзгосцирка быстрее реагировал на все новое в жизни, оперативнее и предприимчивее внедрял это новое y себя, никогда 6ы никому и в голову не пришло сравнивать цирк со спортом, a тем более устраивать «сeрьезные» дискуссии на эту тему.
Замкнутый круг разомкнулся. Калинин начал поиски нужных номеру людей — молодых энтузиастов. Оставались немногие — только eдиномышленники. Их девять человек. Одни, как B. Привалова, B. и T. Кригеры , пришли из народного цирка. Другие — C. Брагинцев, Ю. и T. Форостовичи — из цирковых училищ и студий. B. Сар6аев и E. Привалов уже работали в цирке, тогда как для C. Бондаренко, мастера спорта, цирковая жизнь была в новинку. Разный стаж н жизненный опыт, характеры и степень мастерства. Но их объединяло главное — молодость и дерзкое стремление постоянно самоутверждаться в нетерпеливом поиске н покорении доселе неизвестной высоты. Девять лет A. Калинин н его группа шли к ней. Иногда один шаг был длина ю в год. Анатолий долго искал материалы для досок, много раз делал и переделывал крепления, пока случайно не узнал, что в одном из прибалтийских городков небольшой завод начал выпускать скейт-бординги. Это была настоящая удача. Теперь можно было начинать репетиции. Однако номер не выстраивался: режиссеры приходили и уходили. Но опять-таки повезло — c ребятами стал работать Александр Николаевич Кисс.
И вот выпуск. Участие в XII Московском фестивале молодежи и студентов. Успех.
Один, два, три, четыре — девять юношей и девушек стремительно выкатили из форганга и, набирая скорость, закружились по манежу. Глазу трудно уследить за движением каждого, и толика диву даешься, как это они умудряются не столкнуться, a наоборот, съезжаясь и разъезжаясь, парами и в одиночку, меняя Траектории серпантинных дорожек, сплетают пестрый озорной хоровод. Ровно гудит под колесиками твердое покрытие. Звучит динамичная музыка, которую специально для номера написал композитор П. Овсяников. Необычны для цирка костюмы художницы H. Каковиной — легкие спoртивные куртки, широкие в плечах с туго схваченные в талии, с яркими, со вкусом подобранными контрастными полосами и свободного покроя, в тон, брюки. Современные аппарат, музыка, костюмы образуют стилевое единство выразительных средств. Поэтому, c первых же минут захватывая внимание зрителей, до последнего момента выступление артистов впечатляет новизной, свежecтью.
Но что это? Не успели артисты скрыться в форганге, как на манеж вы катился маленький человек. Его псевдоспортивный костюм не оставляет сомнений: перед нами клоун. Строптивая доска, словно необъезженная лошадка, вихляет, брыкается, пытаясь сбросить неумеху. И тому никак не удается усмирить ее. Описав на «взбунтовавшейся» доске немыслимые фигуры, наш неудачник грохается на манеж, a доска, «почуяв» свободу, убегает. Развеселившийся зритель даже не замечает, как в форганге и напротив него — в главном проходе — появились самые настоящие горки. По ним скатывается навстречу друг другу одна пара артистов, затем другая, Третья. параболические прокатки сменяются акробатическими прыжками, когда двое артистов, скатываясь, прыгают через обручи или когда один, достигнув середины манежа, приседает, a другой прыгает через него. Сольный же прыжок делается так. Артист, срываясь c вершины одном горки, набирает скорость. B центре манежа, отрываясь от доски, он подбрасывает свое тело, делает заднее сальто, распрямляется и, приходя точно на доску, взлетает на другую горку. Далее следует каскад трюков, исполняемых в быстром движении на шатком скейт-бординге. Колонны из двух и трех человек, стойки верхних на одной и двух руках, поддержки партнерш под спину, в положении «седом»… Их так много, что трудно даже запомнить. И, наконец, копфштейн — стойка на голове — на скейт-бoрдингe Виктора Сарбаева.
Клоун же, не мудрствуя лукаво, нашел другой, вполне безопасный способ катания… в детской ванне. Поистине все клоуны – дети.
A номер шагает все выше по пьедесталу сложности. Смелость молодых не знает границ. «Куражатся»,— как сказали бы раньше в народе. На манеже, на равном расстоянии от горок установлен трамплин. Стремительный pывок вниз по горке, секунда — и подбрасываемый трамплином, артист делает пируэт. Другой же тем временем готовится. Через мгновение он взлетит в арабском сальто. B следующей комбинации участвуют два человека. Один артист — это самый отважный, по общему мнению, E. Привалов — проскакивает под другим, исполняющим сальто.
B этот момент столь ощутимого риска зритель ахает. Однако чем сильнее напряжение, тем дружнее смех. Это клоун решился на «смертельный» трюк: разгон и прорвав натянутую на обруч бумагу, он вдруг запутывается в сетке сачка (трансформация трюкового обруча), который, спасая клоуна от падения, ловит его, как бабочку.
Неожиданность — спутница смеха н закон построения клоунских реприз. A именно к этому и стремится Анатолий Калинин. Смешно, необычно обыгрывая скейт-бординг, Калинин пародирует серьезные трюки так же, как коверный — цирковые жанры программы. На этом пути клоуна-эксцентрика Калинину, конечно же, предстоят еще многие трудности. Так, пока еще не все его выходы имеют репризную драматургию: показ какого-либо несоответствия и раскрытие его в «стреляющем» финале; не ясна клоунская маска, которая сейчас проявляется пока только внешне, ничем не обнаруживая внутренней наполненности, неоднозначности. Отсюда, видимо, некоторая неоправданность и неубедительность действий клоуна. Однако сам факт существования в Номере эксцентрика — свидетельство определенной зрелости. Благодаря предварительной комической переакцентировке лирический этюд выглядит особенно изящно, подчеркнуто грациозно.
A вот танго клоуна c куклой-партнершей вопреки всем ожидаям не вызывает смена. Можeт быть, всамделишная кукла слишком похожа на человека? Как ни странно, но именно это свойство делает ее безжизненной. И еще. B облике «партнерши» клоуна также должна быть эксцентричность.
Лирический этюд и танго c куклой — своеобразный антракт, ом снимает напряжение, подготавливает зрителя к восприятию рекордного тpюка. Между двумя горками — перекат: та же горка, но c двумя спусками. Юрий Форостович — один из лучших исполнителей в номере — на спуске набирает скорость, взлетает на вершину переката (высота около двух метров), крутит арабское сальто, съезжает с другой стороны переката и вновь поднимается уже на противоположную горку. Рисунок этого трюка напоминает след самолета, проделывающего мертвую петлю.
Номер, следуя логике кольцевого построения, завершается так же, как и начался — фигурными проходками. Причем интересно то, что маневрировать по манежу позволяют очень подвижные слаломные скейт-бординги, в то время как прыжковую работу исполняют только на твердых, хорошо амортизирующих досках. Хотя номер и длится около двадцати минут, он лишен затянутости и пустот. Единственное, что можно, пожалуй, сократить — это начальную и финальную прокатки. К тому же, было бы очень хорошо и для номера и для зрителя — увеличить число горок. И смотреться это будет эффектнее и исполнение трюков станет проходить интересней. Конечно, это увеличит сложность работы. Даже непосвященному ясно, что уже сейчас нагрузка на каждого артиста очень велика. Поэтому для усовершенствования номера, a тем более для перерастания его в полноценный аттракцион на одно отделение программы — что было 6ы просто замечательно — нужно увеличить число исполнителей.
Номер будет развиваться. B каком направлении, за счет чего?.. Попробуем сначала определить это новое нечто и его место в истории цирка.
Традиционно основные цирковые жанры получали свое название по характерному трюковому признаку: акробатика, жонглирование, зквилибр… Жонглирование требовало прежде всего ловкости, эквилибр — превосходного чувства баланса. Развитие основных жанров шло за счет возникновения многочисленных поджанров — эквилибр на катушке, на шаре, на проволоке, переходных и вольностоящих лестницах. Один поджанр эквилибра отличается от другого аппаратом и, стало быть, особенностями баланса. Главные из них — статичный и динамичный. Примеры: работа на катушке и движение на переходной лестнице. Новый аппарат — скейтбординг — совместил а себе эти два вида баланса. Неподвижно стоящий на доске человек именно путем балансирования сообщает доске движение. Таким образом, возникшее новое по своим характеристикам вмещается в рамки одного из поджанров эквилибра — эквилибр на скейт-бординге. Это главное и неизменное. Все остальное может меняться. И в первую очередь трюки других жанров, которые будут осваивать на этом аппарате. A. Калинин соединил в своем номере эквилибр и акробатику. Соединил удачно. Наверное, потому, что выполнены сразу все условия, необходимые для синтеза: одновременность исполнения, пластическая совместимость, возможность дополнения и развития сочетающихся жанров. Поступательное движение скейт-бординга совпадает с вращательным во время исполнения акробатических прыжкoв. Эквилибр же делает пластику акробатических пpыжков несколько иной. И это главное — возможность не просто сохранить присущие качества тpюка, a развить их, сообщить новую выразительность. Поэтому, думается, следующим шагом в истории нового поджанра зквили6ра станет трансформация самого скейт-бординга. A отсюда — простор для совершенствования осваиваемых трюков. Каких именно, покажет время. На сегодняшний день — это акробатика.
Но уже есть попытки «приручить» жонглирование. А Может, появится дрессура. Кто знает… B этой связи хочется сказать вот о чем. Новое веяние распространяется в цирке сверхбыстро. Каждый в желании не отстать примеривает это новое на себя.
И очень часто при этом новое пропадает, a проступает все тоже старое. Так и здесь. Если под эту новую форму исполнения будут механически подгоняться классические трюки, например жонглирования, в их традиционном виде, то она потеряет смысл. Тенденция к ее развитию исчезнет так же, как и возможность
преобразования самого жонглирования. Нельзя соединять все что угодно, потому что, во-первых, существует опасность нарушить художественное целое циркового произведения, a во-вторых, это «создание» вряд ли можно будет назвать прогрессом.
Поэтому в заключение хотелось бы пожелать артистам и режиссерам повнимательнее всматриваться в жизнь, не пропускать ничего нового, а если оно, это новое, принесено в цирк, то обращаться с ним надо вдумчиво и осторожно и тогда, можно не сомневаться, цирк 2000-го года состоится.
Комментарии
Вот еще весьма интересная
Вот еще весьма интересная “добавка” к материалу, к которой добавлено несколько схем конструкций и расположения их на арене (время публикации — ориентировочно 2000 г.). Даже сегодня не все рискнут атаковать такой “скейтпарк”. Чего уж говорить об эмоциях зрителей, более тридцати лет назад видевших подобное “чудо” (примерное описание номера есть в основном тексте).
Анатолий Егорович Калинин - “Заслуженный артист России” - создатель номера “Акробаты на скейтбордах” родом не из артистической семьи. Еще в детстве он всей душой полюбил цирк и страстно желал стать артистом. В юношестве он стал заниматься акробатикой и участвовать в соревнованиях.
В 1970 году успешно сдал экзамен по специальности “Артист-акробат” с номером “Эквилибр на катушках” и был принят на работу в Российскую государственную цирковую компанию “Союзгосцирк”.
С 1970 по 1982 год он совершил несколько гастрольных туров в России и за рубежом в составе труппы Московского Большого Цирка. В 1976 году, находясь в поездке по странам Бенилюкс, он впервые открыл для себя “скейтборды”, увидев их в рекламном журнале. Находясь под впечатлением от увиденного, он сам собрал несколько подобных устройств, а затем сделал свою первую попытку. До этого времени в России скейтборды были неизвестны.
В 1982 году он решил отказаться от своего номера “Эквилибр на катушках” и все свое время посвятил воплощению в жизнь номера со скейтбордами таким, как он его представлял.
В 1983 году после жесткой борьбы с руководством цирка он получил разрешение на выпуск номера со скейтбордами. В 1985 году номер был впервые представлен публике в Тульском цирке и имел большой успех. В настоящее время в номере принимают участие дочь Анатолия - Марианна (артистка) и жена Людмила (в качестве ассистента).
В период с 1986 по 1996 год, номер в составе Московского Большого цирка побывал на гастролях в Австрии, Японии, Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Тайване, Аргентине, Бразилии, Парагвае, Чили, Уругвае и т.д. Первое появление номера в Европе было в составе программы “FANTA FANTASY SCANDINAVIAN TOUR”, которая работала во дворце спорта “SKANDINAVIUM” в Гетеборге. Затем номер работал на спортивно-зрелищной арене “GLOBEN” в Стокгольме (Швеция) и концертном зале “SPECTRUM” в Осло (Норвегия - 1994), во дворце спорта AHOY в Роттердаме (Голландия - декабрь 1996), во дворце спорта г. Антверпен (Бельгия - январь 1997), а также принял участие в XX-ом Международном цирковом фестивале в Монте-Карло (январь/февраль 1997).
В настоящее время номер является уникальным по своей форме и изложению. Благодаря его актуальности и оригинальности Анатолий и его партнеры пользуются большой популярностью у зрителей, что вызывает большую заинтересованность у экспертов шоу-бизнеса (директоров цирка, продюсеров телевизионных шоу и агентов), которые с удовольствием продлевают заключенные с номером контракты и предлагают участие в будущих шоу: TIVOLI Копенгаген (лето 1997), MTS 97 DEUTSCHLANDHALLE в Берлине (декабрь 1997), цирк KRONE-BAU в Мюнхене (февраль 1998), цирк KNIE в Швейцарии (сезон 1998).