Даже продвинутые современные школьники частенько не догадываются о том, что их родители в детстве увлекались не только футболом да хоккеем, но и вовсю раскатывали на скейтах. И лишь обнаружив дома на антресолях или на даче видавшие виды “доски”, ребята с удивлением узнают, что мамы и папы в юности с упорством осваивали трюки на дефицитных в то время “роликовых самокатах”.
Падали, сбивали до крови локти и коленки, порой попадали в больницы с переломами, но снова и снова вставали на “асфальтовые сёрфы”, понимая, что без тренировок не добиться успеха. К слову, катали они на скорость совсем недалеко от Дома прессы, где располагается редакция “Зорьки”.
Одной из излюбленных точек сбора минских скейтеров советской эпохи была так называемая “Академка” –площадка возле Академии наук. От офисного здания Дома печати райдеры спускались вниз к кинотеатру “Октябрь” и дальше “стритовали” по столичным улицам к центру города. Скейтбординг был для многих стилем жизни.
Чтобы юнкоры из детской редколлегии перенеслись в годы детства родителей и ощутили то, что переживали тогда их ровесники, руководитель Белорусской федерации скейтбординга, судья национальной категории, основатель школы скейтбординга Destroyer Глеб Бенциовский пригласил в уникальнейший “Скейт-музей СССР”.
Известный белорусский райдер впервые встал на “доску” будучи тринадцатилетним подростком, и более тридцати лет скейтбординг “не отпускает” его.
В “рай для скейтеров” ведёт дверь, где вместо ручки красуется подвеска с колёсиками от скейтборда. Уже пятнадцать лет Глеб Тарасович буквально по крупицам собирает коллекцию, и в его экспозиции свыше 600 артефактов: раритетные скейты из разных стран, детали для них, вырезки с публикациями из чудом сохранившихся старых журналов, эксклюзивные автографы знаменитых спортсменов, экипировка, фотографии, сувениры…
Намереваясь посетить музей, не ждите скучной экскурсии – там заряжаешься позитивом. В этом по-настоящему креативном пространстве проводятся встречи со скейтерами, интересные мероприятия. Посетители приобщаются к истории уникальной субкультуры, которая прошла долгий путь от детской дворовой забавы до серьёзнейшей олимпийской дисциплины.
Музей, к слову, включён в культурную программу II Европейских игр. Вполне вероятно, заглянув в гости к Глебу Тарасовичу в период проведения мультиспортивного континентального форума, познакомитесь с именитыми спортсменами, возьмёте автографы.
Десятиклассницу столичной школы № 23 Настю Кременецкую, которая довольно здорово катается на скейте, поразил самый старый экспонат музея: американская самодельная узенькая доска с прибитыми двумя половинками роликов-”четверяшек” из 1950-х годов, на которой едва разместится младшеклассник. Не верилось, что на ней кто-то ловко лавировал! С интересом рассматривали юнкоры скейты с изображением семейки Симпсонов, ведь непоседа Барт, как известно, был заядлым скейтером, “тележку” компании Mattel с ручкой для новичков, колоритной раскраски доски из Бразилии.
Среди раритетов внимание привлекают эстонские Rula с изображениями мультяшных персонажей и тюленёнком Вигри – официальным талисманом соревнований по парусному спорту, проходивших в 1980 году в рамках XXII летних Олимпийских игр.
Когда-то в Советском Союзе скейты производились на предприятиях, никак не связанных с данным видом спорта. Например, латышские Ripo вместе с мопедами выпускал завод “Красная Звезда”, создатель киевского “Виража” – судоремонтный завод, рыбинские РПОМы рождались на оборонном предприятии, производившем турбины для самолётов. Трудились над скейтбордами и в Беларуси: в Житковичах, Пинске, Могилёве. “Чудо техники” разметали в магазинах как горячие пирожки, несмотря на высокие цены: за новенькую доску нужно было выложить чуть ли не половину зарплаты! А сломаться та могла довольно быстро. Поэтому подростки-самоделкины выкручивались как умели – в ход шли колёсики от бабушкиных тележек, напольные коврики как покрытие. Авторские творения раскрашивали вручную, рисовали собственные эмблемы – кто во что горазд! В компании подростков поговаривали: “Если хочешь кататься, не придумывай отговорок”. В скейт-музее таким кустарным “произведениям искусства” посвятили отдельный уголок.
На стенах красуются не менее великолепные арт-объекты, в которые превратили “доски“ талантливейшие художники, спортсмены. Есть скейты в виде карандаша и с картинами разных жанров, с фрагментами нот, даже с… деревянными счётами.
Если раньше “зорьковцам” казалось, что самое крутое изобретение – это летающий ховерборд, как у Марти МакФлая (главного героя художественного фильма “Назад в будущее”), то экскурсия по “Скейт-музею СССР” убедила, что нет ничего более захватывающего и надолго заряжающего адреналином, чем классический скейтборд. Ребята, кого “катальная тема” пленила ни на шутку, в сентябре придут к Глебу Бенциовскому на занятия в школу скейтбординга Destroyer, чтобы освоить основные зрелищные трюки и принимать участие в серьёзных соревнованиях.
21 июня, Международный день скейтбординга, “зорьковцы”, среди которых и увлечённые райдеры, здорово провели на стритфуд-площадке “Песочница”. “Скейт-музей СССР” организовал мастер-классы, показ легендарных фильмов, скейт-маркет, DJ-сеты, лекции по истории скейтбординга, прокат лонгбордов и балансбордов.
Фото- и видеоотчёт глазами юнкоров увидите на сайте “Зорьки” и на YouTube-канале “Газета Зорька”. А видеорепортаж Насти Кременецкой из музея уже собрал лайки от читателей!
Юнкоров воодушевляла Ольга НОВОЖИЛОВА.
Фото автора.