Давненько на наших страницах не было материалов, посвященных истории скейтбординга и тем, кто ее создавал.
Шон Кливер (Sean Cliver) - легенда для тех, кто когда-либо катал на скейтборде. Если бы у всех была классная мама, то она бы позволила повесить потрепанные останки деки с его графикой на стену спальни, как произведение искусства.
Летопись скейтбординга заполнена именами, которые способствовали его становлению и росту до глобального и даже уже олимпийского уровня: Тони Альва, Родни Маллен, Марк Гонзалес, Джон Кардиэл, Джефф Роули, Эрик Костон и многие другие, раздвинули пределы возможного на скейтборде.
Благодаря таким значимым фигурам как Стейси Пералта, Тони Хоук, Бэм Марджера, Райан Шеклер и Найджа Хьюстон скейтбординг вошел в мейнстрим, а компании производящие доски заработали столько, что и представить себе невозможно.
И при всем огромном потоке денег от корпораций, есть одна группа важных, но недооценённых, как граждане третьего мира, людей, которая столько всего привнесла в скейтбординг и привела его к вершинам, но так и не вкусила сладкого нектара успеха – это авторы графики на скейтбордах.
В 80-е годы невоспетые герои получали примерно 400 долларов за каждый дизайн деки, то есть за недели, а то и месяцы кропотливой работы.
В 90-е годы Стив Рокко (владелец World Industries), один из самых влиятельных бизнесменов в скейтбордическом бизнесе видел важность деки как холста, как художественного высказывания и повысил ставку до 500 долларов.
История скейтбординга имеет немало примеров становления и самовыражения скейтеров и скейтборд-компаний с помощью авторской графики.
Спустя почти 20 с лишним лет, со скейтпарками почти в каждом крупном городе мира и с призами в скейбордических дисциплинах более 150 000 долларов, стоимость работы штатного художника снизилась до 300 долларов за деку и это в самом лучшем случае, в основном гораздо меньше.
В 1988 году никому не известный, но очень талантливый художник Шон Кливер выиграл конкурс рисунков для скейтбордов от Тhrasher Magazine и представил работы компании Powell Peralta.
Так он присоединился к команде дизайнеров скейтбордических дек. Ему было 19 лет, большой идеалист и настоящий художник, он пожертвовал колледжем в штате Висконсин, где изучал коммерческое искусство и переехал в Калифорнию. Эти события изменили не только его жизнь, но и ландшафт скейтбординга, ведь через некоторое время Шон стал сотрудничать со Стивом Рокко (Steve Rocco) и принес его компании World Industries ошеломительный коммерческий успех.
Его графика для World Industries, Blind и 101 стала культовой.
Я думаю, мой личный величайший триумф по-прежнему иллюстрация для деки World Industries Chico Brenes «Nude Beach».
Она не должна производиться. Любой кто имеет представление о маркетинге отбросит эту концепцию в одно мгновение. Неутомимые голые пожилые люди играют в волейбол на пляже? Совсем не то, что хочет видеть подростковое либидо. Я не говорю о том, что кто-то купит эту деку.
Шон Кливер, интервью Thrasher, 2016
История Шона - это гораздо больше, чем работа с Supreme, Birdhouse, Plan B и другими компаниями, больше чем доски для Эндрю Рейнольдса (Andrew Reynolds) или Тони Хоука (Tony Hawk).
Шон Кливер участвовал в создании самого крутого и самого тупого скейтбордического проекта – журнала «Big Brother». Это они пошатнули моральные устои общества и нарушили все запреты. В редакции этого журнала разрабатывался первый концепт ленты «Jackass».
Шон также является автором скейтборд-библии «Disposable-a history of skateboard art», которая в прошлом году получила юбилейное десятое переиздание.
Уже невозможно представить мир скейтбординга без Powell Peralta Ripper или Anti Hero Eagle и еще целой дюжины дек, которые всплывают в уме, когда мы думаем об искусстве в скейтбординге.
Но также как и весь мир сокращает финансирование искусства, так и индустрия скейтбординга снижает выплаты молодым художникам.
Очень жаль, что следующий “Шон Кливер” уже не сможет поддерживать семью или даже накормить себя, хотя, хочется надеяться, что авторская графика на деках не умрет окончательно.
Источник материала — traektoria.ru