Этим летом, “Скейт-Музей СССР” отпраздновал свое десятилетие. в связи с чем, портал POSHYK.INFO подготовил большой материал и 3-D - обзор экспозиции.
К сожалению, формат портала-первоисточника не смог вместить весь объем материала, в связи с чем, полная версия интервью, взятого Александром Мацкевичем, представлена на нашем сайте.
Привет, Глеб. Расскажи как начинался «Скейт-Музей СССР», откуда появилась идея и как давно он существует?
Идея родилась давно, на рубеже 2004-2005 годов. Суть ее заключалась в том, что бы дать возможность молодым и подрастающим скейтерам того периода (уже достаточно далеким даже от «первой волны» пост-советского скейтбординга) увидеть «корни» нашего, еще «Советского» скейтбординга, показав, с чего все начиналось.
Ведь очень сложно по-настоящему полюбить то, истории чего не знаешь. Даже, не смотря на всю развитость скейт-индустрии.
Первой доской в коллекции (как это не символично) стал легендарный РПОМ с «низами» от тайваньской «рыбы», а позднее, покопавшись «лабазах», я извлек на свет еще несколько артефактов. Друзья, «друзья друзей» и просто люди «со стажем» по мере возможности, помогали. Изначально, я планировал собрать воедино лишь доски, которые пользовались популярностью в среде скейтеров Советского Союза, но, тема оказалась гораздо глубже…
Так, 10 лет назад, летом 2005 года, родилась и сформировалась концепция «Скейт-Музея СССР».
Сколько всего представлено экспонатов и какой период охватывает коллекция?
На сегодняшний день, в «Скейт-Музее СССР» экспонируется 102 скейтборда, еще несколько скейтбордов ждут доставку в Минск.
Все скейтборды – уникальны, оригинальны и условно разделены на три подгруппы: скейтборды производства СССР, самодельные скейтборды и комплектующие и скейтборды иностранного производства, магическим образом попадавшие на территорию СССР.
Если говорить о скейтбордах производства СССР, на которые сделан основной акцент, все они попадают в коллекцию путем определения уникальности комплектации подвесками и колесами, в соответствии с имеющейся документацией и информацией. Например, если деки одной модели не отличаются размерами, а только цветом покраски (закончилась на заводе зеленая – будем окрашивать желтой), но, все комплектующие –идентичны, такой скейтборд идет в резерв, а, если модель отличается комплектацией
(например, изменение завода-поставщика, или модели колес), или, как в случае с ленинградскими «Виражами» — составом и цветом используемого пластика деки – конечно же, идет в основную коллекцию.
Что касается «самоделок» — это – просто рай для коллекционера, ведь, каждый самодельный скейтборд уникален по умолчанию.
Иностранные доски – тоже предмет гордости.
Мне, например, приятно видеть в коллекции оригинальный стафф от Powell-Peralta, Gullwing, Tracker, Gordon & Smith, первую промодель Майка Валлели от World Industries, или «именную» доску первого европейского райдера Santa Cruz – Клауса Грабке, не говоря уже о «рыбе» Эдди Ритегуи от Alva skates с применением «slick»-технологии, или нескольких настоящих пластбордов из 70-ых, в том числе и культовый California Free Former.
Что уж говорить о «малютках»: первом немецком RollBrettl, или американском Zippies Surf Board, прямиком из 60-ых.
Советский скейтбординг хоть и имел собственную историю, но, как ни крути, он бы не появился, не будь на то «заокеанских» предпосылок.
Отвечая на классический вопрос, повторюсь – да, все скейтборды в основной экспозиции «Скейт-Музея СССР» — разные.
Помимо скейтбордов, собрано большое количество уникальных артефактов, архивных фото - и видео-материалов.
В «бумажной» составляющей «Скейт-Музея СССР» представлены как оригиналы, так и копии чертежей для самостоятельного изготовления скейтбордов, самоучители, специализированные издания, афиши и сувениры с соревнований, тематические журналы, выпускавшиеся в РСФСР, Украинской ССР, Латвийской ССР, интересные материалы из республиканских и всесоюзных газет и журналов и даже паспорта скейтбордов.
«Дочерней темой» можно считать богатый архив первых пост-советских журналов, «изюминкой» которого можно назвать подборку саратовских «Скейт-Новостей», коллекцию книг по истории мирового скейтбординга и зарубежных профильных печатных изданий.
Охватываемый период: конец 70-ых – начало 90-ых.
Такая дифференция — не случайна. Полагаясь на информацию из первоисточников, можно сказать, что первые скейтборды стали производиться в советской Эстонии примерно 1978 году, а СССР юридически перестал существовать в конце 1991 года.
Но, еще до начала массового промышленного производства скейтбордов в СССР (начало-середина 80-ых годов прошлого века), информация о диковинных «Асфальтовых сёрферах» и «Скатах» уже появлялась на страницах молодежных журналов, а отдельные счастливчики даже могли попробовать прокатиться на роликовых досках, привезенных из-за рубежа, либо, попробовать изготовить их самостоятельно. По чертежам из тех же советских журналов молодежно-технической направленности.
Первая доска появилась под моими ногами в 1988 году, и это было время расцвета «второй волны» советского скейтбординга.
«Первая волна», как я уже говорил ранее, началась примерно десятью годами раньше. Костяк составляли около-спортивно ориентированные энтузиасты.
Скейтбординг в СССР был признан спортом III категории (СЛАЛОМ), проводились соревнования, в том числе и общесоюзного масштаба. Организовывались секции. Были даже попытки постройки оборудования.
Во второй половине 80-ых, скейтбординг в СССР испытывал настоящий «бум»: не смотря на дефицит и дороговизну качественных скейтбордов (от 26 до 50 рублей) и прочие факторы (советские скейтборды середины 80-ых были завуалированными копиями американских досок десятилетней давности, «заточенными» под слалом, либо, просто невероятными продуктами фантазии производителей, мало подходящими для целевого использования), очень много молодежи того периода попробовало себя «в теме».
Перестройка немного приоткрыла «железный занавес» и появилась возможность получать информацию, в том числе и от иностранных туристов (например, в том же «ключевом» 1988 году в пионерском лагере под Минском, благодаря хорошему знанию английского языка, я был одном международном отряде с голландцами, один из которых – Серж, был скейтером, любил тяжелую музыку и привез с собой несколько “заграничных” журналов, в том числе и скейтовых…).
Скейтбординг активно освещался в прессе и на ТВ, часто фигурировал в советских фильмах, не зависимо от жанровой направленности.
Любителей скейтбординга можно было встретить в любом населенном пункте, имеющем асфальт. В крупных городах работали Клубы и секции, а серьезные советские скейтеры даже выезжали на соревнования за границу. Знаковым стал период 1989-90 годов, когда по кинотеатрам практически, всего Союза с разницей примерно в полгода, прошли премьеры двух ставших культовыми, американских фильмов «Столкновение» и «Достигая невозможного», в которых главных героев дублировали лучшие американские скейтеры того периода.
Настоящие легенды: Тони Альва, Кристиан Хосой, Стив Кабаллеро, Тони Хоук, Майк МакГилл, Родни Маллен и другие. Кинотеатры атаковались постоянно, и, если наши отцы полсотни раз ходили «на Чапаева», наше поколение старалось просмотреть эти ленты по-максимуму.
Этих же скейтеров, практически в том же составе, мы смогли увидеть в «Полицейской Академии-4», крутившейся в видеосалонах, наряду с фильмами с Брюсом Ли, «Шварцем» и Сталлоне.
Именно в этих фильмах, мы увидели, как выглядят настоящий верт- и стрит-скейтбординг и какие доски для этого необходимы.
В то время, как серьезные слаломисты уже давно кастомизировали свои доски, добиваясь хороших результатов, неспособность «конверсионного» совпрома удовлетворить возросшие потребности уличных скейтеров, спровоцировала настоящий «бум самоделок», вбив серьезный гвоздь в дерево своей же продукции.
Специалисты на крупных оборонных моторостроительных и литейных заводах наверняка, были специалистами в своем деле, но, вряд ли, в скейтбординге. Скромное исключение могли составить лишь труднодоступные «рыбы» от RIPO, доски с киктейлом АПОМ, Таир, Вираж.
Формы дек, увиденные в фильмах, создавались в кустарных условиях, в разной степени близости к оригиналам. А тема «пустить искру» провоцировала на многие нестандартные идеи, в том числе и несанкционированные проникновения на заводы за магниевыми пластинками.
Вторым фактором стало практически, полное отсутствие в продаже комплектующих и, если ломалась дека, подвеска, или колеса, приходилось искать, или придумывать замену.
В то же время, все чаще, в Союзе, появлялись возможности стать обладателем заветной американской «рыбы». Историй было много: от детей дипломатов и экскурсии делегации ялтинских врачей в город-побратим — калифорнийскую Санта Барбару (как мы знаем, именно там находится завод Powell-Peralta), до приезда группы американских скейтеров, поддерживаемых Santa Cruz и Thrasher в 1989 году.
Во второй половине 80-ых можно было удачно заглянуть в «комиссионку», где, среди часов с мелодиями и магнитофонов, привезенных из Западной Европы, или стран Соцлагеря, могла случайно оказаться «рыба-тайванька» — бюджетная азиатская реплика Powell-Peralta, имевшая «правильный» шейп деки и, если повезет, такие же «низы». Именно, оттуда, с «комиссионки» на Сердича и был мой «улов», ценой в 80 рублей.
В общем, это был, действительно, уникальный период в истории советского скейтбординга.
Но, пока мы «выпаривали» в кастрюле киктейлы, загибая их в батареях и гонялись за «рыбами», а ребята «порукастей» пробовали самостоятельно отливать подвески и колеса, в мире шла очередная революция в скейтбординге.
Стрит-скейтбординг одерживал нокаутирующую победу над вертикальным стилем. Появилось огромное количество техничных flat-трюков в fakie- и switch-стойках и, как результат, примерно к 1992 году, все прогрессивные заокеанские производители перешли на новые шейпы. Деки получили форму popsicle, аналогичную современным декам, а колеса и подвески существенно уменьшились в размерах.
Так, закончилась история мирового «олдскула», закончилась история «советского скейтбординга».
Но, скейтбординг на 1/6 части суши не умер, пережив и победив «клиническую смерть» середины 90-ых.
Благодаря невероятными усилиями небольшого количества энтузиастов, наступила Новая Эра Скейтбординга на пост-советском пространстве. С первыми скейтшопами, стрит-спотами, фигурами скейтпарков, федерациями, D.I.Y. -Cкейт-видео и соревнованиями.
А это уже, как говорится «другая история».
После «развала СССР», его отголоски в виде продававшихся в Спорттоварах скейтбордов, либо самоделок, еще напоминали о себе, но, к середине 90-ых, практически, полностью исчезли в «загашниках», сменившись досками «новой школы».
Каким образом ты смог собрать такую большую коллекцию?
Как я уже говорил, огромную помощь оказывают друзья, знакомые и незнакомые, но, близкие по духу люди. Я веду обширную переписку с «ключевыми» скейтерами, работаю с архивами. Дружу, либо, знаком со многими скейтерами «второй волны» советского скейтбординга. Благо, мы все – практически, одногодки. Путешествуя, регулярно посещаю блошиные рынки в разных городах и странах.
Скейтбординг, как и музыка, не имеет границ и это подтверждалось неоднократно. Я очень хорошо знаком с Джеком Смитом – куратором Morro Bay Skateboard Museum (Калифорния, США). В его Музее есть несколько экспонатов-подарков от меня, у меня же – от него. То же самое касается и Юргена Блюмляйна, куратора наверно е, единственного в Европе Berlin Skateboard Museum, с которым мы познакомились и, впоследствии, встретились, благодаря «наводке» российского «олдовика» Дениса Мархасина. Ну, а эпопеям по переправке артефактов может позавидовать любой романист.
Например, такая история. Первая партия артефактов поехала в Морро Бэй с моим московским другом-скейтером Димой Сидоровым, который по работе полетел в Лос Анджелес. Все прошло достаточно оперативно и, вскоре, я получил подарки в Музей от Джека.
Вторая доска полетела к нему в США со «звукарем» Flogging Molly – Джейсоном Фелкампом, который был наслышан обо мне, после моей встречи с Мэттом Хэнсли (в настоящее время-аккордеонист Flogging Molly и один из ключевых скейтеров начала 90-ых). Джейсон вышел на меня, благодаря нашим общим знакомым – сестрам из Киева, с которыми мы познакомились в Москве, где я встречался с Дуэйном Питерсом!
Джейсон планировал посещение Минска в рамках тура с командой Hollywood Undead и им был нужен провожатый. Конечно, погуляв по Минску, все они заглянули ко мне в «Скейт-Музей СССР», а, когда оказалось, что он сам когда то покатывал, живет в Лос Анджелесе и готов переправить подарки, обратного пути уже не было)))).
Не менее захватывающие истории происходят и с «Берлинской темой». Да и со многими артефактами на бывшей территории СССР.
Есть ли аналоги, или «Скейт-Музея СССР» — уникальный?
На сегодняшний день, «Скейт-Музей СССР» не имеет аналогов на пост-советском пространстве, как по концептуальности, так и количеству экспонатов, и их уникальности, хотя, отдельные энтузиасты-коллекционеры в России и на Украине появились. В том числе и благодаря моей деятельности.
Проводил ли ты выставки «Скейт-Музея СССР» в других городах Беларуси, странах? Расскажи про этот опыт.
Мы дважды выставлялись в Москве (Россия), в рамках проведения выставки «Faces & Laces» (2011г.) и контеста 365 Practice Days (2013г.). В каждый из выездов, выставка имела уникальный формат, даже в плане концепции indoor и outdoor и оба раза вызывала широкий резонанс.
Все делалось на чистейшем энтузиазме. Огромную помощь в поиске надлежащей финансовой поддержки проектов оказали Денис Мархасин и Паша Сорокин – культовые российские скейтеры 90-ых. И это оказался по-настоящему важный опыт.
Возможно, благодаря тому резонансу, съемочные группы каналов НТВ и Наука 2.0 специально приезжали в Минск, что бы снять репортажи о Музее.
В настоящее время, мы рассматриваем возможность проведения выставки в культурной столице России — Санкт-Петербурге, имеющем богатую «скейтбордическую» историю. Есть еще несколько проектов, но, они пока отложены «в долгий ящик».
В Беларуси, частности, в Минске, очень хочется провести большую и масштабную выставку. Но, пока внятных предложений не поступало. А финансировать подобные проекты из своего кармана я не могу. Я пробовал общаться с организаторами выставки «Назад в СССР», но, на момент ведения переговоров, концепция их выставки была уже сформирована и грамотно интегрировать туда советский скейтбординг не получилось. Хотя, побывав на выставке, я остался доволен увиденным.
Не так давно, под Минском состоялся ретро-мото фестиваль «Кола Часу», участие в котором было бы тоже интересным, но, не позволяли технические условия проведения.
Где находится «Скейт-Музей СССР»? Кто может его посетить?
В настоящий момент, практически, вся экспозиция находится у нас дома. Места, конечно, уже не хватает и приходится «ужиматься». Посетить его в настоящее время, могут лишь друзья и знакомые, и я очень благодарен супруге за понимание.
С какими трудностями ты сталкиваешься по работе «Скейт-Музея СССР» и как можно их исправить?
Сложно назвать какие то явные трудности. В первую очередь, наверно, нехватка помещения. Я несколько раз выходил с предложением в профильные организации, но, пока, к сожалению, так и не получил адекватного ответа.
Так же, определенными «трудностями» наверно, можно назвать «блошиных барыг», которые, узнавая, что я хотел бы приобрести тот, или иной артефакт не просто так, а для «Скейт-Музея СССР», взвинчивают цены на свои лоты до заоблачных высот, рассчитывая на то, что меня финансирует государство, или, благотворительный фонд.
С поиском архивных материалов начинают возникать трудности. Не во всех библиотеках есть интересующие меня газеты и журналы хотя бы даже для того, что бы снять копии.
Но, все трудности решаемы, если есть те, кто готов помочь! А таких людей – много!
Будет ли интересна выставка «Скейт-Музея СССР» людям далеким от скейтбординга? Или это — узкоспециализированная тема?
Как показала практика проведения выездных выставок в России, целевая аудитория – очень широка.
Как я уже говорил, огромное количество молодежи в СССР прошло через классические стадии: брейк, рок, скейт, вело и мото, ибо, все эти «неформальные» (как это было принято называть тогда, да и сейчас еще имеются ортодоксы с подобным лексиконом) молодежные субкультуры были достаточно близки друг другу. И вспомнить веселые времена молодости, понастольгировать, рассматривая артефакты, узнавая то, на чем катался, будет очень интересно.
Ламбада со всех окон и Монстры Рока в Москве, турецкие свитера и «Пирамиды», или потертые джинсы не «первой молодости» в которых уже разрешают гулять и шорты-бермуды, редкое бутылочное «Жигулевское», или дорогая «Пепси». Кеды, или «лидские кроссы», кожаные перчатки без пальцев «как у Слейтера» и джинсовые куртки… Рипо, Рула, АПОМ, Скат, Спринт, Спорт, Старт, Лидер, Виражи и Таиры, Роллинг и Зафак, Метеор и, даже ЛУАЗ. Не считая безымянных «роликовых досок для взрослых»…
А сколько любви таилось в народных названиях: Тортилла, Бешеный Огурец, Рыба, Мыльница, Желтый Гроб.
Опять же, связь поколений – передача «живой» информации от отца к сыну, путем визуальной экскурсии в прошлое и т.д.
Будет интересно тем, кто закончил катать недавно и еще захватил период, ведь, даже сейчас, можно встретить ребят на советских досках)))
Нынешнее поколение скейтеров будет однозначно заинтересовано «досками-дедушками скейтбордов», не говоря уже о моде на «олдскул», выраженной во многих атрибутах уличного лайфстайла.
Какие планы на развитие «Скейт-Музея СССР»? Видишь ли ты день, когда любой желающий сможет его посетить?
Планы-планы… Есть определенные идеи по тематическому расширению экспозиции. Но, физически необходимо стационарное помещение определенной площади, где мы сможем развернуть как постоянную экспозицию, так и проводить тематические выставки и специализированные мероприятия, финансовая поддержка от заинтересованных организаций и лиц и, как следствие – большое открытие первого в истории «Музея Скейтбординга СССР»!
Этот день наверняка, наступит и я буду очень счастлив!
Я готов рассмотреть предложения о сотрудничестве. Если вам интересно развитие проекта “Скейт-Музей СССР”, или вы готовы поделиться атрефактами по теме советского скейтбординга на ваших условиях, отправляйте письмо с пометкой “скейт-музей ссср” на эл. ящик [email protected]
Фото: Александр Мацкевич
Фотогалерея “Скейт-Музея СССР”
3-D — обзор “Скейт-Музея СССР” от портала poshyk.info