Скейтбординг в советском кинематографе. Часть III -- Приморский Бульвар

primorskiy_bulvar.jpg

Мы продолжаем серию повествований о таком явлении, как скейтбординг в советском кинематографе и предлагаем вам очередной небольшой экскурс во времена Советского Союза и роликовых досок производства СССР.

В 1988 году на широкие экраны Советского Союза вышел фильм «Приморский Бульвар». Эксцентричная комедия про «влюбленного штукатура» (актер Александр Кузнецов) с незамысловатым сюжетом смотрелась легко и непринужденно, благодаря хорошему актерскому составу и уникальной ауре Одессы (Вы хотите пить – я не хочу пить – вот вы попробуете мою фаршированную рыбу и захотите пить) и, наверное, могла бы остаться фильмом из категории разового ненавязчивого просмотра, если бы не одно «но».

По сюжету, младшая сестра главной героини (актриса Анна Назарьева) характеризуется как «бунтарка-неформалка», что свойственно ветру перемен тех лет. И непросто дружит с организованной группой местных любителей скейтбординга, но и сама не прочь прокатиться на роликовой доске.

Для съемок фильма, которые проходили в историческом центре Одессы, были созваны лучшие представители советского скейтбординга, собранные со всех уголков большой страны.

Сейчас сложно сформулировать задачу, которую ставил режиссер перед ребятами, но, то, что было увидено в «Приморском бульваре», заставило многих «ходить на фильм» по нескольку раз.

img013.jpg

Вот, что рассказывают об этом участники съемок: Стас Мироненко — на тот момент, являвшийся одним из серьезных спортсменов-слаломистов харьковского скейт-клуба (Украина), в настоящее время, проживающий в Германии и не только не оставляющий слаломный скейтбординг, но и показывающий хорошие результаты в соревнованиях различного уровня и Эджус Коношонокс из Риги (Латвия), и по сей день, вместе с Аргутсом Скудренсом, продолжающий активно катать слалом, даунхилл и high jump в категории Masters.

Стас Мироненко

«Съемки проходили с 15 по 25 сентября 1987 года. Было пять съемочных дней + резервные дни на случай плохой погоды. Тариф за один день 16.50 руб. + оплата гостиницы и билетов на самолет. (один из самых шикарных скейтбордов того периода — Rula стоил 50 руб., легендарный АПОМ – 36 руб. – прим. АLI)

В то время в Москве существовала секция скейтборда «Олимп» при спорткомплексе «Олимпийский». Организаторы съемок вышли на ее руководителя — Эмму Цуркову с просьбой подобрать скейтеров для участия в съемках фильма «Приморский бульвар».

img038.jpg

Были приглашены команды из Латвии (Гинтс Гайлитис, Аргутс Скудренс, Янис Фрейманис, Еджус Коношонокс), Саратова (Юрий Фомин, Алексей Шульга, Эдуард Засовин), из Москвы участие приняли: Валерий Новиков, Андрей Ерин, Валерий Евссеев, Алексей Аболин. Ленинградские скейтбордисты не получили приглашение на съемки из-за натянутых отношений с москвичами.

23 августа 1987 года мы проводили в Харькове соревнования, на которые впервые приехала московская команда. Тогда Эмма решила, что неплохо добавить в список участников двух девушек, чтобы они могли дублировать главную героиню. Так в список попали Татьяна Романенко (Бобошко) и Оксана Гриценко (обе из Харькова). Как потом выяснилось, для подмены они не подошли, в связи с очень миниатюрными размерами исполнительницы главной «скейт» роли. Так же в список участников съемок включили и меня, но хоть убей, не помню за какие заслуги.

В съемках так же участвовали скейтеры из Одессы. Их было примерно 15 человек, но они не относились к числу «небожителей» и оплачивались по тарифу массовки, что то около 3.50 руб. А так же они без интереса относились к возможности перенять опыт у более «продвинутых» коллег. Может просто стеснялись.

img017.jpg

Во время съемок было много интересных эпизодов, как на съемочной площадке, так и за ее пределами… Расскажу об одном из них: три скейтера должны были проехать в стойке на руках в «опасной» близости от камеры. Оператора одели в шлем, а сзади него для подстраховки встало два ассистента. Мы думали, что это для того, чтобы спасать оператора в случае, если в него кто-то въедет. Оказалось, что здоровье оператора никого не беспокоит, а ассистенты должны в случае аварии поймать камеру, которая с объективом стоила тогда 45000 руб., а это – очень и очень большие по тем временам деньги. К примеру, автомобиль ГАЗ-24 «Волга» стоил около 8000 рублей…. Шлем же оператору нужен был для того, чтобы в случае падения продолжать держать камеру, а не думать о том, как и чем закрывать голову…

Еще один «забавный» эпизод прошел в предпоследний съемочный день. Был массовый спуск с горы и одному из одесситов не посчастливилось упасть… Сзади него ехал Лёша Аболин (2 метра роста и больше центнера веса). Одессит исполнил роль санок, а Алексей на них прокатился метров пять. На «санки» смотреть потом было страшно…»

img030.jpg

Эджус Коношонокс

Нам было приятно получить приглашение на съемки от Одесской киностудии – длинное письмо, написанное от руки. В Училище меня отпустили на съемки. Потом уже пришло необычное состояние – я буду сниматься в художественном фильме!

Наши приключения начались еще в аэропорту Риги. Гинтс Гайлитис (идейный вдохновитель и руководитель Латвийской федерации скейтбординга.-прим. АLI) решил не ждать автобус, который повезет нас к самолету и мы на досках поехали прямо к тому самолету. Который, как нам показалось, летит в Одессу. Заходим, показываем билеты – нас отправляют обратно. Не тот самолет оказался)

Погода в Одессе – как летом +27 и нам удалось его продлить! Приятно было встретить знакомых скейтеров. Приглашенных на съемки. На съемки нам выделили 2 недели, а, как потом мы узнали, в фильме нас показывали примерно 2 минуты – всех вместе в клипе.

img022.jpg

В лучших традициях организационного бардака, за первую неделю для нас ничего не подготовили и мы просто отдыхали: загорали. Купались, ели арбузы, катались по городу. Скейтборд в Одессе был в новинку. Пешеходы, услышав звук колес скейта, отходили в стороны, пропуская нас. Потом, когда мы шли пешком-было неудобно – дорогу не уступали)

История насчет оператора с хоккейной каской и дорогой видеокамерой: он снимал тех. Кто умеет ехать на руках (один из эффектных «олдскульных» трюков – handstand. -прим. АLI). Один раз я не удержал направление и наехал на оператора, упав на ноги, приземляясь через него. Оператор камеру удержал… Потом Аргутс надел ему на голову свой шлем. Так безопасней.

У Гинтса и Аргутса была проблема – в городе негде было купить пиво! (в то время бутылочное пиво на просторах СССР, за исключением прибалтийских республик было настоящей редкостью.-прим. АLI). Но, на тропинке к морю, была точка с шашлыком и пивом. Покупая шашлык, можно было купить и бутылку пива. Без шашлыка пиво не продавали… Но, потом им удалось договориться и купить ящик пива отдельно. В гостинице холодильника не было и пиво охлаждалось в ванной с холодной водой.

img023.jpg

В трамваях мы ездили без билетов. Если заходил контролер – притворялись иностранцами, плохо говорящими по-русски. Когда спрашивали. Откуда мы, отвечали «Kandava» (город, где я учился). Контролер понял, что мы – СКАНДИНАВЫ и помог купить нам талоны на проезд.

У нас с собой были роликовые коньки. На которых мы катались по городу. Однажды нас остановили и пригласили вечером поучаствовать в мероприятии Video Show в Амфитеатре. Его снимали на видео и потом показали по телевизору. Там был концерт, танцовщицы и тд. Мы покатались пару минут. Получилось приключение.

Сами съемки фильма проходили интересно. Режиссер был не очень силен в скейтбординге и мы сами придумывали действия на досках, что бы получалось что то интересное. Напомню, что тогда мы практиковали слалом, high jump, freestyle, прыжки в длину с доски на доску. Стрит-досок не было. Стритстайл, как стиль пришел к нам позже.

Сам фильм я посмотрел лишь спустя несколько лет, после армии. Я так и не понял, чем фильм… И почему его растянули на две серии?

img026.jpg

Было немного жаль, что в таком длинном фильме – 2 серии. Нас показали всего 2 минуты. Не считая Сергея Раскина, бывшего в эпизодах. Сам фильм я нашел на торренте 4 года назад и мы еще раз посмотрели его компанией на моем Дне Рождения. И опять никто не понял, о чем фильм, но, все решили, что «про любовь».

Мы регулярно ходили-ездили на досках к морю. Нам понравилось кататься на досках по глиняным тропинкам, которые вели к пляжу. Едем с горы по тропинки. А за нами – облако пыли! Это езду назвали Stampstyle.

После съемок летели домой. На Одесской киностудии работал мужик – специалист по встрече и отправке актеров в аэропорту. Нам не хватило мест на самолет в Ригу и я согласился лететь в Каунас (Литва) на Як-40, потом добрался к скейтерам в Вильнюс и попал на соревнования по скейтбордингу, на которых опять встретил коллег по съемкам.»

img039.jpg

Вот такой вот небольшой экскурс в историю советского скейт-кинематографа, сдобренный уникальными слайдами Яниса Фрейманиса из архива Эджуса Коношонокса.

Пару лет назад, в Одессе отпраздновали четвертьвековой юбилей фильма. Лично мне, фильм очень нравится спустя многие годы, хотя, я, как и Эджус, так и не могу вникнуть в суть сюжета.

Я люблю Одессу и тоже катал по Приморскому бульвару (кстати, и в наши дни, там можно встретить скейтеров). И если, в вашей стремительной жизни будет три свободных часа – потратьте их с пользой, посмотрев этот веселый фильм, а, будучи в Одессе, катните на доске по историческим местам!

Для большей затравки, в качестве тизера – музыкальный клип с участием главной скейт-героини «Приморского Бульвара» — Анны Назарьевой.

Читайте также:

0
Ваша оценка: Нет